| ||||
На эти картины можно смотреть бесконечно. Они очаровывают каждой своей деталью, каждым мазком. Вглядываясь в улочки провинциальных городов, яркие пейзажи, ощущаешь их дыхание, находишь и открываешь что-то новое. И в каком бы состоянии ни пришел человек на выставку, он уходит одухотворенным. 23 апреля в галерее «Классика» произошло большое событие: открылась персональная выставка Юрия Жаркова, народного художника России, почетного академика Российской академии художеств. Свои работы Юрий Дмитриевич представляет в «Классике» второй раз: прошлая его выставка в этих стенах прошла в феврале 2011 года. Нынешняя выставка приурочена к 65-летию художника и 40-летию его творческой деятельности. В экспозицию вошли 30 картин: пейзажи Плеса, Юрьевца, Борисоглебска, написанные на пленэрах, натюрморты. В работах чувствуется большая любовь мастера к предмету изображения, чувство цвета, внимание к деталям, понимание пространства. Хочется оказаться среди разноцветия майского Плеса или пройтись по набережной провинциального городка в свете вечерних фонарей, дотянуться до солнечного круга, похожего на апельсиновую корочку, узнать, свидетелем каких тайн стала ночная сирень. Нет ни одной работы, которая бы оставила зрителя равнодушным. Сумасшедшая энергия пульсирующего мазка подхватывает и кружит в этой многокрасочной карусели. Как о творце красоты и созидателе изобразительного искусства России говорили о Юрии Жаркове собравшиеся на открытии выставки. Живописец, график, монументалист, действительный член Российской академии художеств, автор статей о Юрии Жаркове Ревель Федоров отметил удивительно красивую, спокойно-строгую и содержательно глубокую композицию и сказал: «Как никто другой Жарков понимает, что такое русская реалистическая живопись после Левитана, Саврасова и других известных мастеров. Такие, как Жарков, открывают страницу новой истории. Его творчество являет собой пример исключительного реализма в живописи, когда художник не изображает, а выражает (не искажая!) реальность через собственный взгляд, гиперболизацию цвета, предметов, расстановку акцентов. Этим надо дорожить, это заслуживает особого внимания». Юрий Жарков и Ревель Федоров в числе других художников из Ярославля, Чебоксар и Курска участвуют в эти дни в плесском пленэре. Юрий Дмитриевич почти 15 лет пишет Плес, бывая там два-три раза в год. По его собственному признанию, прикипел к нему душой. Больше любит приезжать на пленэр весной и осенью, когда можно запечатлеть переходные состояния природы. Кроме художников, которые участвуют в очередном пленэре в Плесе, на открытии выставки Юрия Жаркова присутствовал и организатор пленэра, председатель благотворительного фонда «Гордость Отечества», коллекционер Кирилл Игнатьев. Он предоставил на выставку из своего собрания 22 работы Юрия Жаркова. «Юрий Дмитриевич – настоящий классик живописи, мастер мирового уровня», – сказал Кирилл Борисович. О Юрии Жаркове – человеке и художнике, о масштабе его таланта рассказал видеофильм, созданный творческим объединением «Классика», которые посетители выставки увидели по окончании открытия выставки. Затем по традиции сцена зала «Классика» была предоставлена молодым талантам. На этот раз своим певческим искусством гостей выставки порадовал вокальный ансамбль «Анима» Ивановского музыкального училища. После открытия выставки посетители не спешили расстаться с картинами: ходили по галерее, останавливаясь у наиболее понравившихся картин. А мы встретились с их автором, чтобы побеседовать и узнать, что же дает толчок и вдохновение к написанию шедевров, о чем думает и мечтает их автор? Немного уставший и смущенный от восторженных речей в свой адрес Юрий Дмитриевич с радостью ответил на наши вопросы. В своем интервью ярославскому телевидению вы признались, что вам хочется немного почудачить? Не то слово! Художник не может упираться только в одно, требуются новые стилистические решения, потому что невозможно какие-то вещи написать тем же языком. Хочется попробовать новые возможности, рискнуть – я это имел в виду в интервью. Другое дело, когда ты создаешь экспериментальные вещи, они, естественно, не всегда сразу понятны. Какие ощущения испытываете от вновь увиденных картин на выставках, с которыми вы уже давно расстались? Интересно. Всматриваешься. Каждая выставочная площадь позволяет по-новому взглянуть на работы, они смотрятся по-разному. Бывает, отмечаешь: а ведь хорошо получилось! (Смеется). Как проходит работа на пленэре? Приезжаешь, денечек побегаешь-посмотришь: вроде все знакомое, но каждый год видится по-другому. Понравилось место, ставишь этюдник, холст, начинаешь писать. В процессе координируешь свои ощущения, 2 – 3 часа, и все. Есть, конечно, «долгие» работы. Например, есть картина, которую я года два то дописывал в мастерской, то переделывал, то останавливал работу и возвращался потом. Не факт – чем дольше пишешь, тем лучше. Собственно, и все шедевры пишутся за 2-3 часа, потом дорабатываются в мастерской. Что вам особенно дорого в творческом процессе? О-о-о! Бывают такие моменты, когда начинаешь писать, отключаешься, пишешь машинально, кажется, ничего не понимаешь, а в это время какая-то музыка крутится в голове, разговоры с кем-то, и происходит совсем далекое, а это время ты работаешь. Это очень редко случается. Бывает, торопишься успеть, когда идут сменные состояния, возникает сильное перенапряжение, что потом какое-то время сидишь и не можешь отдышаться. А бывает, работается весело. Ваши друзья утверждают (это прозвучало в фильме), что в вас пропал талант барда. Вы увлекались авторской песней? Это было в молодости, я переложил на музыку китайскую поэзию и немножко Багрицкого, но все это на уровне дилетантства. Мы тогда все пели и Окуджаву, и Высоцкого, и других бардов. В такие встречи гитара шла по кругу, мы пели песни, читали стихи. Потом появились семьи, дети, проблемы с работой, и стало все сложнее. А вот сейчас на старости лет стали опять собираться. Находятся старые друзья по Интернету – и это очень здорово.
А. Турканова |