| ||||
26 марта в 18.00 в зале «Классика» прошел концерт, пожалуй, самого известного ивановского барда - Марии Маховой. Лауреат множества фестивалей самодеятельной песни, в том числе и знаменитого Грушинского, сама уже много лет постоянный член жюри для молодых исполнителей, «Наша Маша» - автор удивительный, о котором в двух словах не расскажешь… А перешагнув порог Дома пионеров, где была назначена встреча, я поняла: Мария к тому же искренний и добрый человек. Детей ведь не проведешь. А детей вокруг было много – ее воспитанники…
Когда Вы начали писать стихи? Любовь к стихам у меня со школьных времен, так как главным из искусств я всегда считала литературу. Другие предметы не были для меня столь интересны и важны. Я любила читать, с детства писала какие-то стишки. А в десятом классе я написала первую песню, которую до сих пор любят и помнят, - «Про гражданку Козлову». С этих пор все и началось. Затем пошли более печальные мотивы… В шестом классе мне мама подарила гитару. Я вышла во двор, там мне показали три блатных аккорда. И начиная с самых простых песен, типа «В нашу гавань заходили корабли», я стала подбирать мелодии, а потом начала писать песни сама. Без занятий музыкой? Я посещала гитарный кружок в школе. Но профессиональных музыкальных основ не имею - в этом деле я дилетант. Хотя для написания мелодий это, возможно, даже и к лучшему – свежее восприятие музыки. Когда знаешь, как выстраивается нота за нотой, – это один вариант, а когда не знаешь - выстраиваешь внутреннюю мелодию, вытаскиваешь то, что в тебе звучит, не понимая, как должно быть, а просто внутренне идешь за этим звучанием, тогда-то и получается что-нибудь интересное. То есть сначала мелодия рождается в голове? Это творческий процесс, на самом деле уловить невозможно. Это очень символично происходит. Все стихи имеют разную ритмическую основу. Но из них не всегда может выйти мелодия. Мелодия всегда есть внутри, но не всегда можно её вытащить из стиха. Если я начну всерьез анализировать этот процесс, я, наверное, брошу этим заниматься. Быстро стали популярны? (Смеется) Популярна? Я сидела у себя дома и писала песни в совместном санузле. Все, я думаю, знают, что авторы творят в туалетах, чтобы не мешать домашним. Всё это делала для себя и близких друзей. Когда друзья начали растаскивать песни и петь в разных областях страны, меня стали приглашать как исполнителя. Так узнавали сначала мои песни, а потом и меня. Вам приходилось работать на заказ? Да. В основном писала сказки, поздравления, песни к спектаклям. Что касается эстрадных композиций, в них текст должен быть очень простым, не иметь никакой загрузки: какой-то рефрен и хитовая мелодия. Написать действительно эстрадный шедевр, который потом будут все петь в электричках, – мне такого не доводилось. Кто знает, схватит нужда за горло, поступит хорошее предложение, я перевернусь, но напишу. Бытует мнение, что счастливые люди стихов не пишут? Я про себя могу сказать, если мне плохо, я страдаю по какому-то поводу, то я стараюсь преодолеть это, и мне не до стихов. Я стараюсь вытащить себя из этого состояния. Когда у тебя проблемы, нельзя расслабиться и петь. Это может быть постфактум, в страдании ты ничего не напишешь. Стихи – результат переживаемого состояния. Только один выговаривается, а другой выкладывается творчески: пишет музыку, стихи, картины. Внутри как счастья, так и страдания человек не в состоянии создавать что-либо. И в счастье можно написать великолепные стихи, и в горе. Но, как мне кажется, не находясь в яме или на облаке. Это все равно принцип «золотой середины». Ты должен выйти куда-то из своего состояния, а потом понять, что же происходило с тобой. Это может вылиться во что-то или ни во что не вылиться. Гении, такие как Цветаева, например, любое состояние могут выдать, выплеснуть, находясь на самой критической ноте. Но это свойственно только гениям поэтического слова! Вы преподаватель. Чему самому главному Вы учите своих воспитанников? Мировоззрению, образу мыслей. В жизни, в которой все настолько запутано и сложно, в которой детям загружают голову стереотипами, когда сбиты все ориентиры, важно формирование людей именно творческих, с непредвзятым мировоззрением, широким кругозором. Чтобы они понимали, что путей в этой жизни очень много. Тогда они не пропадут. Они придумают, найдут эту лазейку, через которую можно выйти и смыться из любого жизненного тупика. Этому будет посвящен Ваш творческий вечер? И этому. А еще в этом году приблизительно месяц назад вышел мой новый альбом под названием «Вне времён». Он записывался в Рязани. Альбом интересен тем, что к его записи причастны другие музыканты, играющие на скрипке, контрабасе и гитаре. Проект не очень обычный, для авторской песни особенно. К сожалению, концерт в зале «Классика» будет проходить без музыкантов. Но презентовать альбом, рассказать о нём, исполнить новые композиции из него, а также песни «старые» или на заказ – такова цель вечера. Чего Вы ждете от встречи в «Классике»? Контакта со зрителем, так, чтобы быть «на одной волне». Это, я думаю, самое важное.
Беседовала И. Хачатрян |