TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

15

09/2016

Черное море. Крым. Из коллекции Эдуарда Донцова

15 сентября состоялось торжественное открытие уникальной выставки «Черное море. Крым. Из коллекции Эдуарда Донцова».

Коллекционер и художник Эдуард Донцов не в первый раз сотрудничает с художественной галереей «Классика». В 2013 году он предоставлял живописные произведения из своего собрания на выставку «Триумвиарт», посвященную творчеству ивановских художников Вячеслава Федорова, Михаила Агеева и Константина Фролова.

Новая выставка знакомит зрителей с работами 23 художников (из них 7 ивановских), которые любили Крым и писали его мощно и вдохновенно.

Тема Крыма на протяжении последних лет довольно активно муссируется. Но в словах выступающих на открытии выставки не было никакой политизированности. Начался сентябрь. У многих свежи воспоминания о летнем отдыхе, и выставка дает возможность вернуть безмятежное настроение отпуска. «Многие из нас были в Крыму, и теперь нам приятно вспомнить те места, которые посетили, интересно посмотреть, как их видели художники, писавшие Крым», - сказал в приветственном слове заместитель генерального директора компании «Консультант» Виктор Борисович Алексеев.

Многочисленных посетителей, среди которых были художники, искусствоведы, коллекционеры, восхитили морские пейзажи

Ф.М. Кулагина («Море»), К.Г. Григорьянца («Черное море. Крым»), М.И. Малютина («Крым. Гроза»), знакомые крымские места (А.М. Руднев «Гурзуф», М.С. Агеев «Улица в Бахчисарае», В.А. Федоров «Окраина Алушты»), корабли в работах М.В. Уткина «Туапсе. Порт», А.К. Кротова «Ялтинский порт», Г.К. Савицкого «Порт Батуми» - картина, ставшая визитной карточкой выставки.

«Этот ряд произведений действительно впечатляет, - отметил начальник Комитета по культуре Администрации г. Иваново Сергей Фролов. - Галерея «Классика» не перестает нас всех удивлять и радовать».

В адрес «Классики» звучали теплые слова. И, конечно, гости выставки выражали благодарность Эдуарду Донцову за предоставленные работы.

«Эдуард Геннадьевич входит в плеяду таких коллекционеров, которые открывают свои собрания зрителям, - сказал коллекционер Юрий Марушкин, который также предоставлял работы из своего собрания для выставок в «Классике». - Я считаю, что главное, это то, что он представил нам имена больших мастеров».

Среди художников, работы которых составили выставку, были такие известные, как Марк Малютин, Вячеслав Федоров,

Александр Кротов, Михаил Агеев, Борис Мутовкин, творчеству которых галерея «Классика» посвящала свои выставки. А с такими, как К.И. Эминов, А.М. Глускин, К.А. Прохоров, М.И. Назаров, многим гостям «Классики» только предстояло познакомиться на выставке.

Целая экспозиционная стена галереи посвящена 27 работам Михаила Агеева. Гости выставки не переставали восхищаться его «Домиком Чехова», «Улицей в Гурзуфе», «Осенью в горах». На выставке присутствовал сын художника Сергей Михайлович.

«Михаил Агеев - более «крымский» художник, чем все остальные, - отметил искусствовед Юрий Ермилов. - Есть такие вещи, которые показывают художника совершенно с иной стороны, не только как великолепного пейзажиста, но и человека, который может глубоко проникать в суть явления».

Говоря о представленных работах в целом, Юрий Иннокентьевич заметил, что сейчас Крым пишут по-другому: подразумевая под этим некую политическую акцию. А произведения, которые мы видим на выставке, были написаны в совершенно другой манере - они проникнуты любовью к крымским местам и очень искренние.

Эдуард Донцов, рассказывая об этой части своей коллекции, отметил: «Я считаю, что самым лучшим временем раскрытия крымских пейзажей стали 1950-е годы, когда официально открылся дом творчества художников в Гурзуфе, созданный еще в 1910 г. Константином Коровиным. Здесь есть уникальные имена. Александр Глускин – художник 1920-х годов, эпохи К. Малевича, В. Кандинского. Михаил Уткин - наш земляк, который живет сейчас в Нижнем Новгороде».

По тому, с какой любовью Эдуард Геннадьевич рассказывал о своей коллекции, видно было, насколько глубоко он знает предмет, творчество мастеров, чьи работы входят в его собрание. С ныне живущими из них он поддерживает отношения.

Вечер по традиции продолжился в зале «Классика». Зрители увидели видеопрезентацию выставки. Затем состоялся небольшой концерт юного ксилофониста Георгия Калошина. Он искренне порадовал зрителей исполнением известных классических произведений.

А с коллекционером Эдуардом Донцовым мы беседовали в интервью.

- С чего началась Ваша коллекция?

- Коллекционирование началось с кроков. Будучи профессиональным художником текстильного рисунка, изначально я их собирал не как коллекцию, а в качестве подручного материала, для идей создания новых кроков. Находил их в букинистических отделах, на блошиных рынках, делал какие-то зарисовки в музеях, находясь в творческих командировках в разных городах Советского Союза.

А потом это стало увлечением. В общей сложности собиранию кроков я посвятил 32 года - это мой трудовой стаж художника текстильного рисунка. В моей коллекции - около 6000 кроков периодов 1846 – 1915 и 1924 - 1990 годов, до того момента, как стали применяться компьютерные технологии. На этом этапе коллекционирование кроков стало неинтересно, потому что в моем собрании все они рукотворные, написанные гуашью, акварелью.

Потом это увлечение плавно перешло в живопись.

- Сколько картин насчитывает Ваша коллекция живописи?

- Около трехсот. С каждой работой связана какая-нибудь история. Не могу припомнить сейчас что-то конкретное. Много подарков, когда люди отдавали картину, желая, чтобы творчество этого художника не было забыто. Сейчас многое можно купить. Интернет отодвинул все преграды. Но многое из того, что собрано, пережито мною. Сейчас, когда коллекция сложилась, я уже подбираю именной ряд, определенную тему.

А крымская коллекция образовалась сама собой. Я даже не заметил, что у меня собралось столько крымских работ. Может, это случилось подсознательно, потому что была тяга к тем местам. В 1980-е годы, учась в институте, я ездил туда со студенческим отрядом собирать виноград, и весь Крым очень хорошо изучил. Кипарисы, запах моря, первая любовь – такая романтика была!

В этой коллекции в основном этюды, в которых есть своя изюминка (в отличие от картин), - ведь это первичный материал художника. Потом он работает в мастерской над большой картиной и раскрывает то, что сделано в этюде. Часто художники делают по несколько этюдов. Вот, например, здесь, на выставке, «Домик Чехова» М. Агеева представлен в одном этюде ночью, а в дру-

гом - днем. То есть одно место, но разное время суток. Бывает, что и в разные годы написано, соответственно, разные цвета, настроение и так далее. Это очень интересно.

- Вы и сами пишете картины. Что чаще всего является предметом изображения в Ваших работах?

- В основном южный пейзаж. Но до Крыма все никак не доберусь.

Хотя мне уже 55 лет, я еще учусь живописи. Я надеюсь на следующий год сделать выставку. У меня уже проходила персональная выставка в Ивановском отделении Союза художников.

- Когда Вы увидели картины из своей коллекции в экспозиции «Классики», какие чувства испытали?

- Особенные. Я как будто заново их увидел. Мы давно сотрудничаем с Верой Васильевной Коровиной. Она профессионал. Я был уверен, что экспозиция будет удачной.

А. Турканова

Дополнительно:

Фотогалерея


Оставить отзыв
Яндекс.Метрика