| ||||
14 мая в зале «Классика» в рамках регионального фестиваля I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» состоялась творческая встреча с известным режиссером-документалистом, членом правления Союза кинематографистов Валерием Тимощенко. Валерий Георгиевич представил на суд ивановских зрителей свою новую, ранее не демонстрировавшуюся документальную работу «Георгий».
По окончании просмотра картины режиссер признался, что во время показа внимательно смотрел на каждого зрителя в зале, особенно важна ему была реакция молодых людей, которых среди гостей, увы, было не так много. «В Иванове благодарный зритель, как будто специально отобранный, «штучный». Это здорово, потому что у меня на родине, например, на подобные показы зрителя не заманишь. С ивановцами приятно делиться», - подытожил режиссер и пообещал привезти еще не один свой фильм в Иваново.
Когда решили, что хотите снимать документальное кино? Учась во ВГИКе на сценарном факультете, куда я поступил в 17 лет. Поначалу хотел идти на режиссерский, но туда не принимали, нужен был определенный жизненный опыт, говорили, надо сначала пожить, а потом снимать. И правильно делали. Игровое кино мне никогда не нравилось. У нас во ВГИКе байка была: актерские мозги самые дорогие, потому что на 1 кг мозгов, сколько же надо актеров. Ребят, которые учились на актерском, за километр видно было, они какие-то ненастоящие… Им мастера всегда говорили, меньше играйте в жизни – больше останется для сцены. Я уже тогда понимал, что игровое кино – это сумасшедший дом и бизнес, мне не хотелось туда. Я же видел мир, и он мне очень нравился. Подлинная реальность гораздо больше побуждает философствовать, нежели придуманная. Я больше доверяю той реальности, в которой сам существую. Кроме того, в моей жизни был друг Анатолий Кузьмич, мы его попросту звали Кузьмичом. Он жил в Кавказском заповеднике, всю жизнь посвятил природе этого заповедника, в 90-ые ловил там высокопоставленных браконьеров. Словом, был поглощен искренними переживаниями за судьбу этого места. Потом его сократили, и у него случился инфаркт. К несчастью, в больнице он умер. Я не успел доехать… Когда Кузьмича не стало, у меня было жуткое ощущение, что я не успел вовремя нажать на кнопку, что-то важное снять о нем, а потом рассказать другим. На похороны Кузьмича я приехал с оператором, просил снимать его все подряд. Тогда я и понял, что должен снимать документальное кино, чтобы выразить отношение к этому миру.
Взяли в руки камеру и … Я начал снимать документальные фильмы как сценарист. В то время камеры стоили очень дорого, кроме того, были студии, через которые нельзя было «переступить». Однажды я познакомился с семьей, во дворе дома которой стоял памятник Сталину. Сами понимаете, время какое: сталинизм, неосталинизм. Люди они простые, работящие, очень искренние. Стою у них во дворе: по памятнику рыжий внук лазает, а за монументом хряк стоит… Словом, жизнь. Я позвал съемочную группу. Два с половиной месяца съемок. Итог: 60% операторского брака, из моей же задумки вытащили только 10%, еще бы, ведь во время съемок группа выпивала практически каждый день. Тогда мне объясняли, мол, что так обычно и бывает, так положено и ничего с этим не поделаешь. Я понял, что есть такие сюжеты, которые никому нельзя доверять, нужно снимать самому. Тогда я заключил договор с одной студией и начал снимать. Как раз были 90-ые, когда происходили потрясающие вещи, которые, казалось, никто не замечал: возникали новые границы, шли военные действия, вообще, новая страна возникала… Просто нельзя было не почувствовать, что необходимо нажать на кнопку.
Между задумкой и результатом большая разница? Когда начинаю снимать, я еще не знаю, что получу в результате. Документальное кино этим и интересно, никогда нельзя предугадать, каким оно в итоге получится. Документальное кино (в отличие от игрового) всегда больше, чем автор. Думаешь, что снимаешь одно, – получается совсем другое, думаешь, что снимаешь этого человека, – а героем в итоге становится не он. А все потому, что мир, который я отражаю в своих картинах, мне неподвластен и потрясающе интересен. После каждого смонтированного фильма остается много материала, который не только нужно, а просто необходимо использовать. Так, например, случилось с уже всем полюбившейся картиной «Русский заповедник». В планах у меня снять вторую часть, в которой мы попытаемся дать ответы на проклятые вопросы, поставленные перед зрителями «Русским заповедником». Теперь мы можем себе это позволить, поскольку зритель нам поверил.
А как добиваетесь, чтобы герои Вам верили? Видно, что они Вам очень доверяют, откровенны и искренны с Вами. Я никогда не «снимаю штаны» со своих героев. Для меня честь, что все они когда-то решили заговорить со мной. Когда я поехал на войну снимать комбатов (для фильма «Два комбата»»- прим.автора), они не были моими друзьями. Мы много общались, совместно проведенное время сближает. Я был с ними откровенен, и они стали мне доверять, поэтому и взяли на БТР и в разведроту. Мои герои – мои друзья, и я не хочу потерять их. И отец Виктор, и дед Георгий знают, что я их не подставлю, не покажу ничего того, что могло бы их расстроить или обидеть. Они верят мне, а вера моих героев для меня важнее всех фестивальных премий.
Все-таки есть ли игровые картины, которые лично Вы считаете достойными? Фильмы Тарковского, например, – великие игровые картины. Хотя, по сути, фильмы, снятые Тарковским, – это тоже документальное кино, документальная фиксация души этого человека.
Как Вы относитесь к критике? Нормально. Я согласен, что где-то на Марсе, может, и есть кто-то, кто лучше меня снимает документальное кино (улыбается).
Поделитесь творческими планами? Они как-то связаны с нашим регионом? Если честно, у меня есть желание привезти в Иваново свой фильм «Два комбата» и показать его в ивановской дивизии. Я думаю, эта работа нашла бы отклик в сердцах офицеров, служащих здесь. Кроме того, планирую снять фильм о немцах, которые приехали в Россию просить прощение за своих отцов, дедов. Но об этом в другой раз, когда снова приеду сюда (улыбается).
Беседовала И. Хачатрян |