| ||||
З сентября в галерее «Классика» открылась выставка авторских женских украшений «Мастер. Ювелир Михаил Пучков». Экспозиция открылась на сороковой день после смерти Михаила Алексеевича и стала данью памяти безвременно ушедшему талантливому ювелиру, истинному мастеру, знатоку женской души.
Словно картины с причудливыми выпуклыми узорами – а на самом деле великолепные украшения. Для художественной галереи «Классика» эта выставка – первый опыт экспозиции ювелирного дизайна. Посетители подолгу стоят у каждого экспоната, всматриваясь в узор... Здесь нет хоть сколько-нибудь похожих украшений – каждое имеет собственное «лицо», выразительно и индивидуально. А мысленно примеряя его на себя, становится немножечко не по себе от таинственной энергетики… И хочется смотреть еще и еще, а больше нет экспонатов, а ты еще не нашел такое, которое отражало бы твой собственный характер. Ольга Николаевна Пучкова, супруга дизайнера-ювелира Пучкова, предоставившая экспонаты, признается: «У наших стендов люди всегда подолгу стоят, словно медитируют, подходят по несколько раз, иначе, говорят, «крышу сносит». Так было и сегодня. Украшения на стендах манили представительниц слабого пола еще до начала церемонии открытия, очень многие изделия нашли своих владелиц. Обладая безукоризненным чувством стиля, Михаил, по мнению всех присутствующих, создавал неповторимые произведения искусства. «Работы Михаила Алексеевича само совершенство. Я не была знакома с мастером лично, но когда я увидела его работы, поняла, что они непременно должны составить в «Классике» великолепную и необычную выставку ювелирного искусства», – отметила организатор Вера Васильевна Коровина. В работах Михаил Пучков использовал матовую и рельефную кожу промышленной выделки и покраски, мельхиор и латунь в виде крученой проволоки, поделочные камни – яшму, малахит, сердолик, агат, нефрит и другие. Очень верным решением организаторов было включение в программу открытия выставки небольшую демонстрацию моделей, чтобы гости могли увидеть, как «застывшие формы оживают, соприкасаясь с телом». Украшения из коллекций Яблоковой и Пучковой продемонстрировали воспитанницы образцового детского коллектива студии моды «Мираж» Ивановского городского дворца детского и юношеского творчества. «Как всегда удивили, покорили и познакомили с сокровищами земли Ивановской», – поделился Владимир Кашаев, директор Ивановской областной научной библиотеки. Поразили посетителей и игра на волынке Руслана Комлякова, друга Михаила, и слайд-шоу «Последний год жизни глазами Мастера», подготовленное Павлом Зюкиным. «Миша был человек-праздник, он любил жизнь во всех её проявлениях: умел отдыхать на полную катушку, умел с упоением работать...», – предвосхитила просмотр слайдов супруга Михаила Алексеевича. Зрители увидели не просто мастера, но и верного друга, любящего мужа, отца и деда...
После фуршета мы побеседовали с Ольгой Николаевной.
Ольга Николаевна, церемония открытия выставки подошла к концу, как все прошло? Я очень благодарна всем людям, которые приняли участие в организации этого, не побоюсь сказать, шоу. Все настолько мне помогали, настолько вникали, что просто слов благодарности не хватит. Это все делалось для его друзей, чтобы они еще раз могли встретиться с ним, вспомнить, как им было с ним хорошо, и немного взгрустнуть, как без него плохо... Ваш супруг – новатор в изготовлении женских эксклюзивных украшений. Что привело его к такого рода творчеству? Он был в Щукинском училище в Питере, ему показали черную кожу и как её можно обработать. Ему настолько понравилось украшение, которое там было сделано, что он решил его сделать жене. А когда сделал, стало понятно, что это востребовано и интересно, что женщины хотят это носить. Все началось с того, что он делал несколько украшений, выходил на рынок Рабочего поселка, и мужчины раскупали их в подарок. Тогда эти украшения стоили как зарплата учителя, поэтому и покупали в основном мужчины. Женщины, наверное, как хозяйки, жалели денег (улыбается). Так он работал, продавал, работал, продавал. На тот момент, когда я с ним встретилась, у него даже фотографий собственных работ не было. Среди украшений, созданных Михаилом Алексеевичем, наверняка есть созданное специально для Вас... Украшение, которое было сделано для меня, присутствует на выставке и называется «Любимой». Оно с аммонитами, поскольку я очень люблю аммониты. Они очень древние, им от 50 до 150 миллионов лет, представьте, какой информационный слой заложен в этой ракушечке! (Прим. редакции: Аммоноидеи (лат. Ammonoidea) – вымерший подкласс головоногих моллюсков, существовавших с девона по мел. Свое название аммоноидеи получили в честь древнеегипетского божества Амона со спиральными рогами.) Как проходил творческий процесс Михаила Алексеевича? Было условлено, что если нет настроения, если нет «драйва», то лучше за стол не садиться. Мы могли заниматься всем, чем угодно, пока не доходили до состояния «хочу – не могу не делать». Как Пушкин, который не мог не писать, так и Миша садился работать, когда невозможно не делать. Только в таком состоянии рождались украшения. Для создания эскиза ему нужна была атмосфера, когда набрасываются камни, и под камни что-то рисуется, либо сначала рисуется эскиз и под него подбираются камни. Он создавал и украшения, которые не шли «на поток», он их называл «мусор», хотя все они очень оригинальны. Создавались такие украшения просто так, от хорошего настроения, поэтому за основу иногда брались неожиданные предметы, например, механизм от часов, монеты, перья... Кожа, камень, металл – достаточно грубые материалы, но в итоге получаются поистине воздушные и женственные украшения. В чем секрет, как сегодня не раз говорилось, этого совершенства? Для того чтобы просто создать модель, необходимо создать эскиз. У него была своя схема «золотого сечения», то есть с одной стороны это был полет фантазии, с другой – очень точный расчет, до долей миллиметра. Это, по-моему, настоящий дар. Мы давно работаем по лекалам, они настолько выверены, что девочки с легкостью справляются с созданием украшений. Это в своё время позволило Мише уделять больше времени работе над эксклюзивными украшениями. Вообще создание лекал – невероятно сложный процесс, для этого надо быть в душе художником. Правда, что Михаил Алексеевич не делал украшений на заказ? Да, потому что он хотел делать свое украшение так, как у него к этому лежит душа. И это украшение обычно находило своего хозяина. На стенде оно могло висеть месяц, два, три (мишины украшения на стенде всегда висят в первом ряду, они, конечно, дороже), искать своего человека, но всегда находило. Не было такого, чтобы украшения Миши и покупатель не встречались. Как можно купить украшения? Кто знает, просто приезжает домой. До создания ИП мы вообще не могли выставляться, ездили на ярмарки. Сейчас думаем, где в городе можно было бы организовать продажу. Но самим это очень тяжело сделать. Поэтому мы работаем с оптовиками, у нас забирают украшения целыми коллекциями.
И. Хачатрян |