TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

13

05/2022

Такой разный Борис Мутовкин

Основную тему этой выставки трудно определить. Здесь и пейзажи – то светлые, то грустные, и натюрморты – с цветами, аппетитными пирогами, уловом рыбака, и посвящение деду, погибшему в 1941 году, и картина-предупреждение «День, после которого не будет дня». Эти работы объединены именем автора – Бориса Мутовкина. А еще они раскрывают многогранность таланта и разносторонность его натуры. Пожалуй, это и есть главная тема экспозиции, которую можно выразить строкой К. Бальмонта «Всю вечность принимаю как мою…». Она и стала названием выставки.

В 2016 году в «Классике» проходила выставка «Мутовкины. Семья художников», где зрители познакомились с творческой династией Анатолия, Бориса и Дмитрия Мутовкиных. На этот раз выставка посвящена Борису Анатольевичу. Он был талантливым художником и настоящим жизнелюбом. У него было много интересов помимо живописи – он занимался подводной охотой, прыгал с парашютом, выращивал деревья в собственном саду. В творчестве он с удовольствием брался за новые для себя жанры, отсюда такое многообразие его картин. Очень жаль, что такой художник рано ушел из жизни. Ему было всего 54 года.

Открытие выставки «Всю вечность принимаю как мою…» состоялось 27 апреля и было по-особенному трепетным: в зале собралось много людей, которые знали Бориса Мутовкина лично. Куратор выставки Вера Васильевна Коровина училась с ним в одном классе. Она рассказала, что эта выставка готовилась к 70-летию художника, но пандемия нарушила планы. Но, глядя на многие работы, понимаешь, насколько она своевременна именно сейчас.

Наш постоянный эксперт – искусствовед Юрий Ермилов вместе с Борисом Мутовкиным занимался в художественной школе, а затем учился в Ивановском художественном училище. Он обратил внимание на «высочайшее техническое мастерство, которое достигается не в результате тренировок, а в результате жизненного опыта».

С Борисом Анатольевичем был знаком и поэт Ян Бруштейн: «О Боре Мутовкине хочу сказать как о ярчайшей личности. Всмотритесь в эти работы – как через них проступает взгляд глубокого, мыслящего, живого, трогательного человека. Как много в нем было жажды жизни, как мало ему было отпущено и как много он успел».

Поздравления с открытием выставки принимали жена художника Наталья и сестра Татьяна. Они берегут память о своем талантливом муже и брате, сохраняют его наследие, тем самым продолжая его творческую жизнь.

Большое впечатление произвел на всех фильм, созданный в 2009 году Натальей Мутовкиной совместно с ВГТРК, центральной научной библиотекой и галереей «Парабола». В телеинтервью Борис Анатольевич рассуждал об искусстве, отвечал на вопросы журналиста. На экране он снова был живым, интересным и умным собеседником, и, конечно, это был трогательный момент нашего вечера.

В продолжение состоялся концерт дуэта «Джаз-экспресс». Анатолий Выборнов (фортепиано) и Александр Червяков (саксофон) исполнили джазовые композиции.

С Натальей Мутовкиной мы встретились на интервью.

- Наталья Александровна, картины этой выставки – все из Вашей коллекции?

- Все, кроме трех работ. Картины хранятся у меня в квартире. Они висят по стенам и хранятся в стеллажах разного размера, в них помещается около 200 работ. Периодически мы достаем их на выставки.

Сегодня открылась уже 11-я выставка после смерти Бориса. Кроме персональных, картины также участвуют в различных групповых выставках – их прошло больше 20. Сейчас в энергоуниверситете проходит пасхальная выставка, туда мы предоставили 9 работ.

Я всегда откликаюсь на такие предложения. Борис мало выставлялся, масштабных выставок было немного, и многие его творчество открыли для себя уже после его смерти.

А ведь он действительно многогранный. Я помню, как на юбилейной выставке в 2000 году говорили: эти работы созданы как будто несколькими художниками. Настолько они были разными.

Борис любил что-то менять, браться за новые жанры. Были у него и соцреалистические работы. Ранние пейзажи отличаются от поздних. Писал натюрморты с цветами, а потом перешел на хлебные с пирогами. А рыбная тема – одна из любимых, она связана с его увлечением подводной охотой. У него была даже мечта – подстрелить акулу. Вообще, мне кажется, его интересовало всё.

- А есть ли из выставленных работ Ваша любимая?

- Их несколько. Одна из них – первая работа, которую он мне подарил на 18-летие. Это «Золотой Юрьевец» (1975 г.). Нравится «Забвение». Очень притягивает «День, после которого не будет дня». Кстати, фотография на этой картине – это я в детстве. Пейзажи последних лет, цветы – они все мои любимые.

- Прошло 18 лет, как Бориса Анатольевича не стало. Изменилось ли за эти годы Ваше восприятие его творчества?

- По молодости я не всё понимала. Когда он умер, меня больше волновало его отсутствие, нежели картины. А затем с появлением выставок, я стала понимать, насколько он талантливый художник.

Сейчас я систематизирую материалы к выставкам, личный архив, письма, перепечатываю его дневники. Это сложно эмоционально, некоторые письма не могу читать без слез. Он писал мне часто. Еще до свадьбы: вечером прощаемся, а утром у меня уже в почтовом ящике лежит письмо. Письма очень трогательные, поэтические, часто с юмором. У Бориса были явные способности к литературному творчеству, но он так и не взялся за это. С годами я больше стала осознавать масштаб его личности.

Алина ТУРКАНОВА

Яндекс.Метрика