| ||||
Выставкой «Академическая дача Ирины Рыбаковой» посетители интересовались еще до её открытия. Изумленные живописью, составившую эту экспозицию, они то и дело расспрашивали о художнике, восхищались, что такие «сильные» работы могла создать женщина… Открытие выставки, прошедшее 29 октября в «Классике», стало знаковым событием не только для нашего города: кроме ивановцев, выставку посетили гости из Москвы и Костромы. «Какая яркая», «эффектная», «красивая», «молодая»… – говорили гости, когда Ирина появилась в холле галереи. «Ирина Рыбакова – «бриллиант» современной русской реалистической живописи», – такими словами открыл выставку заместитель генерального директора ЗАО «НПО Консультант» Виктор Борисович Алексеев. Безупречная и очень женственная Ирина Рыбакова, казалось, была так далека от той простой, естественной, деревенской жизни, которую она писала. Искусствоведы и товарищи по кисти сумели объяснить это единство противоположностей. «Ирина – очень милая, обаятельная женщина, но при этом она обладает железным характером…», – говорили они. Художник Андрей Федоров, также отметивший «мужскую руку» в работах Ирины, пояснил: «Ира – трудоголик с большой буквы, её желанию и умению работать в любую погоду, в любое время года может позавидовать каждый мужчина. При этом она еще замечательная жена и мать…». «Многие художники, добившись определенных высот, закрывают себя в «капсуле» гениальности», – отметил Кирилл, сын Ирины Рыбаковой. – Моя мама не такая, она очень энергичный человек, способный делиться своей энергией с другими. Она открыта миру и другим людям». Действительно, Ирина Рыбакова является постоянным участником областных, зональных и всероссийских выставок. Её персональные экспозиции состоялись в Костроме, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, а произведения Ирины выставлялись в картинных галереях Великобритании, Германии, Китая, Мексики, Франции. Картины художника представлены в коллекции Костромского областного музея изобразительных искусств и в частных собраниях России, Великобритании, Мексики, Аргентины. Это и неудивительно, ведь для вернисажа в галерее «Классика» Ирина предоставила 44 картины, 41 из которых написана в новом веке, да что там, 19 работ написаны в этом году! От многих из них еще пахнет краской! Сама же Ирина Рыбакова признается, что в становлении её характера огромную роль сыграла Академическая дача им. И.Е.Репина, где прошло её детство (отсюда и идея выставки). Поэтому, как отмечают искусствоведы, творчество Ирины вбирает в себя лучшие традиции русского реалистического пленэрного пейзажа, восходящие к школе Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Василия Бакшеева. Ирина много и успешно работает на натуре, выбирает самые простые и непритязательные мотивы, тепло и непосредственно передает поэтичность скромного мотива. Её произведения дышат подлинной любовью к природе, и мы видим, как в каждом произведении она воплощает девиз А.К. Саврасова: «Прекрасное – в самом простом и обыкновенном». Особое настроение её картин вызывает ощущение бесконечного многообразия жизни. В продолжение вечера на сцене камерного концертного зала «Классика» выступил детский ансамбль «Махоня» под руководством О.В. Корневой.
После открытия мы побеседовали с Ириной о прошедшем вечере, о живописи, о творчестве и о выборе жизненного пути.
Из беседы с Ириной Рыбаковой.
Выступление детского ансамбля было великолепным! Детки в девять, десять, одиннадцать лет такие хорошие, такие настоящие. Это как раз возраст моих натурщиков, потрясающий возраст…Такое выступление – это подарок для меня!
На этой выставке почти все работы «свежие», 19 из них вообще написаны в 2010 году. Этим летом я как раз познакомилась с моими натурщицами Анечкой и Ирочкой, поэтому так совпало, что женские образы превалируют в этой выставке. А вообще я и мальчишек, и мужчин пишу. В мастерской у меня много работ с моим сыном Кирюшкой, с его друзьями, когда они были маленькими.
Я всю жизнь пишу то, что сама люблю: деревню, свою родину - Вышний Волочек. Эта выставка является продолжением моей темы, которую я развиваю уже много лет. Я недавно ездила в Архангельскую область, север – это новое для меня. На этой выставке есть одна работа с лодками, она немного отличается от других, потому что на ней изображена как раз Архангельская область. Есть также несколько работ, написанных в Вологодской области, например, «Март. Тает снег». Когда путешествуешь, появляются новые мысли, мотивы. Но основной моей темой остается Академическая дача.
Ничего не предвещало того, что я буду художником, поскольку мои родители не имеют никакого отношения к искусству. Я окончила школу с золотой медалью, обожала физику, математику. Мой папа в то время работал на достаточно высокой должности, он был заведующим промышленным отделом горкома партии. Все думали, что я пойду либо в МГУ на физмат, тогда это было модно, либо в ярославский государственный медицинский институт. Я до сих пор люблю врачей, люблю медицину, у меня все друзья врачи. Чехов говорил, что у него литература – это любовница, а медицина – законная жена. Так вот у меня наоборот, живопись – законный род деятельности, а медицина – любовница. Я до сих пор лечу своих друзей, подруг и родственников.
Я не могла не стать художником, потому что все мое детство прошло среди художников. В детстве я много позировала таким мастерам, как братья Ткачевы, Лия Острова. Я начала рисовать в пять лет. Однажды Лия Острова увидела, что я сама ставлю себе натюрморты и пытаюсь рисовать, она решила заниматься со мной. Лия подготовила меня в Серовское училище, но родители меня не отпустили на учебу в Ленинград. Я училась в Костроме в педагогическом институте на художественно-графическом факультете. Пробелы своего образования я восполняю работой на Академической даче. Вот уже 20 лет мой муж фактически является руководителем моей творческой мастерской. Я ему очень благодарна за все, что умею.
Мне безумно нравится запах краски. Мое яркое воспоминание из детства – это запах краски и запах первого снега. Это такая благодать!
Мои ближайшие планы – это выставка союза русских художников, выставка в ЦДХ. Сейчас я подала документы на выставку премии Центрального Федерального округа РФ. Что касается моих персональных выставок, то они состоятся зимой в Плесе и Костроме.
Секрет моего успеха - никогда никому не завидовать, не быть злой и противной. Когда Бунин шел со своей приятельницей по Парижу, они увидели даму безобразного вида. Иван Бунин сказал своей спутнице: «Когда-то эта девушка была самой красивой фрейлиной при дворе Николая II…». «А что же с ней теперь случилось, она ведь еще не старая?» - удивленно спросила спутница. «Знаешь, милочка, с возрастом душа на лицо лезет!» - ответил Бунин. Вот так! (улыбается).
И. Хачатрян
|