| ||||
![]() | Отшумели «Весенние воды». III фестиваль имени С.В. Рахманинова завершился, оставив долгое послевкусие от встреч с талантливыми музыкантами, которые весь апрель дарили нам незабываемые впечатления.
Всё это время мы не только следили за афишей, но и общались с участниками фестиваля. Часть бесед вошли в интервью, которые вы могли читать в статьях рубрики, также они стали основой фильма, созданного нашей творческой командой к закрытию фестиваля. Музыканты искренне делились своими чувствами, отношением к произведениям Рахманинова, и, беседуя с мастерами сцены, мы открывали для себя новые горизонты. 20 апреля «Весенние воды» продолжил концерт Варвары Мягковой. С этой яркой пианисткой мы познакомились совсем недавно: в ноябре 2024 года она выступала в «Классике» в дуэте с виолончелистом Рустамом Комачковым. И вот спустя несколько месяцев Варвара вновь на нашей сцене, уже с сольным концертом. В начале выступления она пригласила нас в удивительную сказочную страну. «Сказки» Н. Метнера, «Сказки старой бабушки» С. Прокофьева и, наконец, «Конек-Горбунок» Р. Щедрина в переложении самой пианистки завораживали зрителей. Задушевное, повествование, таинственность, сменяющаяся веселыми картинами, а затем лирическим настроением, – страница за страницей пианистка вела нас по любимым сказкам. Во второй части концерта прозвучали прелюдии С.В. Рахманинова. Здесь зрители могли отметить особую подачу музыкального материала, о которой Варвара нам рассказала в интервью: - В последнее время я играю много музыки русских и советских композиторов. Мне кажется, что в ней есть то, от чего мы сильно ушли. Мы забыли, что такое интонация доброй речи (я говорю о голосе), – тихой, мудрой, с той теплотой, свойственной человеку, который с любовью и бережностью относится к окружающему миру. Это очень заметно именно в сочинениях русских композиторов начала XX века и советских, в том числе и Рахманинова. Его произведения принято исполнять масштабно, «плакатно». И это понятно, ведь он апеллирует к яркости, огромному охвату мысли и чувств. Он говорит о стране, о жизни в целом, а не конкретном человеке. Но при этом интонации его мелодий глубоко личные, невероятное скромные и вдумчивые. Мне захотелось открыть для слушателя эту доверительность, спокойствие и глубокую бережность ко всему, что окружало самого композитора и его эпоху. Можно даже назвать это моей лабораторией: мне хочется играть музыку Рахманинова по-особому. Я погружаюсь в нее, сопоставляю с произведениями других композиторов, в том числе советских, и узнаю о ней всё больше.
Завершающий аккорд фестиваля мощно прозвучал 26 апреля. В этот день выступил легендарный мужской хор МИФИ. Этот народный коллектив основан в 1956 году, его хористы – студенты, выпускники, преподаватели Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Несмотря на то что хор не имеет статуса профессионального, он является лауреатом многих всероссийских и международных конкурсов и различных музыкальных проектов, таких как Всемирные хоровые игры, «Ну-ка, все вместе! Хором!». С 1987 года хор возглавляет Надежда Малявина. В «Классику» коллектив приехал во второй раз (впервые здесь он дал концерт в 2017 году). В своей программе исполнители объединили многие эпохи и жанры: это и народные песни, и классические произведения П. Чайковского, М. Глинки, С. Рахманинова, К. Вебера, и большой пласт музыки советских композиторов. Сильные, красивые голоса хористов, исполнение – то задушевное и проникновенное, то бодрое и призывное – покорили сердца зрителей. Запомнились и солисты: Дмитрий Анохин, Иван Дятлов (кстати, наш земляк, уроженец Вичуги), Данила Козлов, Тимур Муханов, Анатолий Соломатин. Особое место в концерте заняли песни, посвященные Победе, юбилей которой мы отмечаем в этом году. «Баллада о солдате», «Казаки в Берлине», «Вечер на рейде» – зрители с удовольствием подпевали знакомые песни. А «День Победы» Д. Тухманова невозможно было слушать без эмоционального всплеска – зал встал. Надежда Малявина, которая очень тепло и дружески общалась со зрителями в течение концерта, напомнила, что Сергей Рахманинов в годы Великой Отечественной помогал нашей стране, отправляя гонорары со своих концертов. Такая вот связь времен и событий. Своим отношением к музыке Рахманинова художественный руководитель хора поделилась в видеоинтервью: - С возрастом интересы и пристрастия людей меняются, но моя любовь к Рахманинову неизменяема с юных лет. Сначала я познакомилась с его фортепианной музыкой. В годы учебы в училище и консерватории я не пропустила ни одного концерта Святослава Рихтера, в программе которого Рахманинов всегда занимал почетное место. Мы пели в то время романсы Сергея Васильевича, но с его духовной музыкой не были знакомы, поскольку это направление было под запретом. И только после окончания консерватории для нас открылся этот кладезь музыки великих русских композиторов, в том числе потрясающие шедевры Рахманинова. Как только стало возможным исполнять эту музыку (я уже была руководителем хора МИФИ), тут же сделала переложение его юношеского концерта «В молитвах неусыпающую Богородицу». А последним нашим достижением было участие в реконструкции исполнения «Всенощного бдения» в большом зале «Зарядье». Среди больших профессиональных коллективов (более 200 человек) нашлось место и нашему составу примерно в 40 человек. Проект оставил совершенно незабываемые впечатления!
Отшумели «Весенние воды». Зрители унесли с собой яркие впечатления, а у организаторов уже зреют планы на следующий год. В дни фестиваля у памятника Рахманинову на территории нашей фирмы появились саженцы сирени. Их посадили сотрудники «НПО Консультант». Выбор растения не случаен: Сергей Рахманинов любил сирень. Молодые саженцы – еще один небольшой штрих к нашему проекту, очень светлый и по-весеннему теплый. Мы рады, что в ближайшем будущем нас «Классики» будет встречать сирень нежными цветами.
|