| ||||
В последние годы Международный кинофестиваль «Радонеж» активно ведет и постфестивальную жизнь. Уже не первый год осуществляется специальная программа «Эхо фестиваля»: лучшие православные фильмы кинофорума отправляются в путешествие по регионам страны, где люди охотно посещают показы, и готовы активно обсуждать кинокартины после просмотра. В рамках этой программы 8 декабря в концертном зале «Классика» состоялась творческая встреча с членом жюри XIV Международного кинофестиваля «Радонеж», протоиреем о. Виктором Салтыковым.
«Радонеж» является старейшим (он регулярно проводится с 1995 года) и авторитетнейшим в современной России фестивалем духовно-нравственного кино. По словам организатора встречи Е.Ю. Борзова, за пятнадцать лет существования фестиваль вырос в серьезное духовное кинематографическое событие, а гриф «Радонеж» рекомендует» для многих является гарантией высокого качества кино. В этом году юбилейный XIV Международный фестиваль «Радонеж» проходил с 29 ноября по 2 декабря. В конкурсе приняло участие 46 работ, которые оценивало жюри, под председательством писателя В.Н. Крупина. В состав жюри от Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии вошел протоиерей о. Виктор Салтыков. По его словам, сегодня в кинематографе достаточно фильмов, сделанных профессионально, но кинокартин, в которых профессионализм сочетался бы с высокими христианскими принципами – мало. На наш вопрос, что значит оценивать фильмы с православной точки зрения, о. Виктор ответил: «Кино как искусство должно рождать образ. Однажды маленькую девочку спросили, что она рисует. Девочка ответила: «Ангела». «Ты разве знаешь, как он выглядит?», - вновь спросили её. «Нет, но он таким должен быть», - ответила девочка. В её словах глубокий смысл: любой созданный образ восходит к первообразу, который для нас непостижим. Но с помощью документального кино мы можем создавать праведные образы: правды, любви, красоты. Задача православного кинематографа искать не помойку, а нектар, сладость духовную. Можно иметь миллионный бюджет, но если у тебя нет опыта общения с богом, если ты духовно нищ, какой бы талантливый ты не был, какой бы свободой творчества не обладал – создать благодать ты не сможешь. Она ведь как солнечный зайчик, её рукой не захлопнешь… Это великая тайна творчества, над ней биться нужно». О. Виктор рассказал о конкурсных фильмах юбилейного фестиваля, отметив, что кинофорум растет не только количественно, но и качественно: помимо документальных фильмов, в программе фестиваля появились игровые и анимационные картины. На экране в «Классике» были показаны эпизоды из фильмов-призеров, привезенные специально для демонстрации ивановским зрителям. Приятным сюрпризом для зрителей стал и показ эпизода кинокартины «Русский заповедник 2» режиссера Валерия Тимощенко, который в мае месяце на своей творческой встрече в «Классике» говорил только о задумке продолжения всем полюбившейся картины «Русский заповедник»… Оказывается, на сегодняшний день материал для «Русского заповедника 2» полностью отснят. Об этом мы и решили поговорить с о. Виктором после творческой встречи. Как возникла идея создания второй части «Русского заповедника»? После фильма «Русский заповедник» нас очень тепло принимали. Но при этом говорили, что этот фильм – утопия, что такой жизни нет. Как нет? Извините, но я живу в этой утопии, я вижу, что жива душа человека, что духовная красота России никуда не делась. Нам говорили также, что мы не касаемся острых тем. «Хорошо!», - подумали мы. Что может быть острее проблемы алкоголизма в нашей стране? В показанном отрывке были довольно резкие эпизоды… Да, и мы не будем их редактировать, они будут поставлены так резко. На заданный вопрос надо отвечать, а вопрос этот очень серьезный. Грех пьянства – это лишь один из грехов. Согласен, он выглядит очень вызывающе. Но ведь пьянство в России в такой крайней форме произросло от потери веры – именно это самая главная проблема для русского человека, потому что без благодати он жить не может. Когда были уничтожены храмы, душа русского человека металась в поисках глубины, правды. Без церкви, богослужений возникла пустота, которая заполнилась пьянством, ставшим, своего рода, чумой русского народа. Этот фильм не о реабилитационном центре. У нас мужики по пять – десять лет не пьют, однако, вопрос пьянства остается открытым. В фильме будут и другие грехи, иллюстрируемые портретами из жизни. Этот отрывок демонстрировался впервые? Нет, его показывали в Америке. Не все русские, которые эмигрировали, стали миллионерами, многие, как и здесь, стали бомжами и пьяницами. о.Вадим, который служит в небольшой церкви на Брайтон бич, показал его таким эмигрантам. Этот эпизод их ужасно потряс, многие захотели вернуться домой. Съемки шли по сценарию? Сценарий – сама жизнь. Герои фильма – пьяницы со стажем, которые живут при храме. Многие из них бросили пить, потому что пытаются спасти свою душу. С Валерием Тимощенко мы дружим уже тридцать лет, с полуслова понимаем друг друга. Мы просто обозначаем какую-нибудь тему и начинаем снимать. Монтирует он, я не вмешиваюсь. Когда фильм увидит свет? Был очень насыщенный съемочный период. Материал уже весь отснят, осталось только смонтировать. Думаю, к концу зимы полнометражный фильм «Русский заповедник 2» будет готов окончательно.
И. Хачатрян |