TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

28

02/2011

Маэстро баритона: Леонид Сметанников

Леонид Сметанников – один из самых известных вокалистов России, чей творческий диапазон отличается редкой многогранностью. С неизменным успехом он выступает в различных жанрах: опера, оперетта, кантата, оратория, романс и песня.

В нашей стране Сметанников обрел известность после победы на Всесоюзном конкурсе советской песни в 1973 г., когда он стал много выступать на эстраде, радио и телевидении. Обладая прекрасным лирическим голосом, Сметанников запомнился публике прежде всего как исполнитель русских народных, патриотических песен и романсов, хотя основное его призвание – опера.

Вечер в «Классике» подарил публике встречу с лучшими образцами отечественной музыкальной культуры. В концерте прозвучали русские романсы, песни современных композиторов, народные песни. Зрители тепло принимали народного артиста. По словам самого Сметанникова, зал чутко реагировал на выступление: аплодировал, подпевал. «Сегодня зрители меня поразили, они действительно очень понимающие. Когда я исполнял песню, посвященную гибели подводной лодки «Курск», весь зал встал, на глазах у людей были слезы...».

Второе отделение концерта началось с импровизированной пресс-конференции, когда зрители могли задать совершенно любые вопросы Сметанникову. Артист отвечал предельно честно и с юмором. Также открыто и откровенно он общался и с ивановскими журналистами, не раз подчеркивая, что артисты и корреспонденты — это «единое братство».

Из беседы с Леонидом Сметанниковым

Помню, когда в самодеятельности пел, был такой зажатый, не артистичный, и звук зажатый был. В музыкальном училище я немного расслабился, почувствовал свободу дыхания. А полную свободу ощутил, когда стал работать в оперном театре на третьем курсе. Там вырабатывался профессионализм, поскольку ставились четкие задачи. А консерваторию я закончил с легкостью, так как учился на «отлично», был собиновским стипендиатом. Это очень помогало: педагоги всегда шли навстречу: хотели четыре ставить, ставили пять.

У меня нет любимых композиторов, есть любимые песни. Среди композиторов у меня очень много хороших друзей, которые мне по-человечески очень близки. С ними мы хорошо общаемся, на равных. А кроме этого, они просто доверяли мне свои песни, которые я профессионально исполнял.

Без песни «День Победы» не существует этого праздника. Помню я выступал в Миллениуме в Нью-Йорке, казалось бы, другая страна, но заиграли «День победы», и весь зал встал. Я всегда пою на русском языке, наши песни хорошо принимают в любой стране, зритель на них реагирует очень мощно.

Наш зритель добродушный, прощает многие моменты, воспринимает артиста ровно настолько, насколько он того заслуживает. Я знаю, что Магомаев всегда страшно переживал перед выходом на сцену, первые три песни он был мокрый от волнения. Я знаю точно, что во время первой песни зрители рассматривают меня, оценивают костюм, прическу, улыбку, движения, во время второй — зритель слушает содержание, мелодию, ловит настроение. Я уверен, что все равно заведу зал (смеется). Вот сегодня думал, как публика будет принимать...Хорошо приняли!

То, что мой голос остался прежним — заблуждение. Голос в принципе постоянно изменяется, обновляется. Другое дело, что я стараюсь поддерживать себя в форме.Это удается и благодаря мощному энергетическому обмену со зрителями во время концертов. Публика меня вдохновляет, а бог помогает — это и придает сил.

Моя семья — это супруга, сын, два внука Владислав и Сергей, один учится в восьмом классе, другой — на втором курсе университета. Откровенно говоря, я дедушка, впрочем как и папочка, - не самый хороший. У меня, конечно, много опыта, я прожил интересную жизнь, набрался ума, но когда я стараюсь помочь, подсказать что-то, меня мало кто слушает, но я не обижаюсь (смеется). Случается, что-то говорю-говорю, поучаю, а меня в ответ спрашивают: «Хотите поссориться?». Я говорю, что нет, и замолкаю.

Я никогда не хотел преподавать. Как-то мой профессор очень просил взять одного студента. Я и взял на свою голову. С тех пор преподаю. В театре я работаю сорок два года, в консерватории - тридцать три. Если сложить вместе — очень много получается. Последние двадцать лет я являюсь заведующим кафедры. Мне говорят, помогайте, учите, я стараюсь.

Я хотел наладить контакт с ивановским музыкальным училищем, но вокальное отделение сегодня не работало. В четверг работали, в пятницу не работают (смеется). А у нас в Саратове каждый день идет работа, представляете? Когда приезжаю в Ставрополь, Самару, Воронеж, там в училищах пишут объявление, собираются студенты, педагоги, организуют небольшой фуршет. Мы садимся, общаемся, набираемся ума. Они о своих проблемах рассказывают, я о своих.

Мы учим вокалистов, что называется, на рыбьем языке: «дыхание такое, звук так направить» - нет строгих канонов. Я, например, мечтал быть как Шаляпин, басом начинал. А мне говорят, мол, у вас баритон - думал, бросить. Потом решил, что буду учиться петь. Вот до сих пор учусь (смеется). Преподаю и учусь, поскольку уверен, что обучая других, совершенствуешься сам, развиваешь тонкий вокальный слух.

В последнее время я очень много выступаю с русскими симфоническими оркестрами.

Исполнение, например, арий Чайковского с симфоническим оркестром - это совсем иное, впечатляющее, богатое звучание, наполненное новыми красками. Это гениальное воплощение гениальных произведений. Мы уже играли эту программу в Ставрополе, надеюсь, привезти её в следующий раз ивановскому зрителю.

В советское время настоящее классическое искусство, порожденное интеллектом, шло мощной лавиной со сцены. Эта мощь учила толпу. А сейчас толпа учит толпу с еще более низким интеллектом. Два поколения, считаю, мы уже потеряли, сейчас вспомнили, что надо воспитывать.

Беседовала И.Хачатрян

Яндекс.Метрика