| ||||
«Роман Холодов — это явление нашей культурной жизни», «Спасибо за душевность строк, за понимание значения доброты в нашей жизни», «Спасибо за душу родную и светлую», «Музыка гениальна...», «Стихи искренние...», «Welcome to my heart” - эти слова нестройными рядами вписаны, словно влюблены, рукой впечатленных людей в белые листы книги отзывов зала «Классики».
После «Рождения таланта» (передача на ивановском радио — прим.автора) прошло немало времени. Как признается сам Роман, «слава долгое время не спешила приходить к нескромному субъекту». Впрочем он её и не поторапливал. Однако, наш герой любит говорить так (а любимые цитаты пусть даже и чужие, как правило, автобиографичны): «Хорошим людям должно быть хорошо, остальные сами сделают себе иначе».
А дарить хорошее Роман любит и умеет. Еще одно тому подтверждение вечер в камерном концертном зале «Классика», где 21 февраля прошла презентация книги «Доброе время. Избранные тексты песен» автора-исполнителя Романа Холодова. Презентация — она же концерт, а как еще иначе можно презентовать тексты песен?
Казалось, в зале не было лишних людей. С любовью и теплыми словами, крепко сжимая в руках «Доброе время», пришли многие, кто знает и любит музыканта Романа Холодова. Собрались родные, друзья, ученики, а также новые слушатели. «Не могла пройти мимо, когда услышала в зале музыку. Выступление Романа — это открытие для меня, ставшее настоящим восторгом! - призналась одна из сотрудниц ЗАО «НПО Консультант».
Почти два часа концерта пролетели на одном дыхании. Живое исполнение песен Романом подкупает своим естественным, как дыхание, открытым, располагающим к себе артистизмом. «Поет подобно птице», - говорят о нем критики. Мудрености не было и в концепции самого вечера: прошло вышел, просто пел.
Исполнял песни по хронологии: первые «пробы пера» сменялись «взрослыми» текстами. Не самый удачный с точки зрения художественной выразительности ход, однако, как признается сам автор, ретроспективный. Читатель-слушатель может проследить, как «растет» слово Романа, как крепнет его стих. «Песни Романа звучали по взрослому — взрослее и симфоничнее», - отметил один из зрителей. Весь концерт Роману подпевали. Те, кто знает его песни наизусть, те, кто считывал слова со сборников, и те, кто был на концерте впервые, но уже на втором припеве ловил музыкальный драйв.
В предисловии к своей книги автор пишет: «Своей жестокостью мы делаем время жестоким и злым; благими делами и помыслами - добрым». Вечер 21 февраля в «Классике» стал «добрым временем»... «Welcome to my heart” - искренне пел Рома под рояль «Стейнвейн»...И каждый зритель открыл свое сердце взамен.
Кандидат философских наук, преподаватель английского языка, артист филармонии, автор множества собственных музыкальных проектов, учащийся 4 курса музыкального училища, Роман Холодов о себе и о творчестве.
Роман, что вдохновляет на творчество?
Источников вдохновения может быть бесконечно много: незнакомая девушка, улыбнувшаяся на улице, или политическое, социальное событие, задевающее своей несправедливостью, или спонтанная радость, которая приходит с весной, когда так хорошо, что непременно хочется это выразить. Самый легкий для меня путь самовыражения — это песня.
Говорят, что стихи пишут только в страдании...
Согласен, что чаще всего именно состояние неудовлетворенности, грусти, тоски является источником вдохновения, тем более, что в той около роковой сфере, в которой мы работаем, более традиционны как раз песни протестные, заставляющие задуматься. Когда все хорошо, когда дома ждут жена, дети, вряд ли можно сесть и написать грустную песню. И если для созидающего творчества такой период не подходит, то для обработки того материала, который был написан «в минуты душевной невзгоды» - самое время. Раньше я переживал, когда тексты долго не писались. Но потом понял, что жизнь без проблем не бывает, рано или поздно наступает период созидания, причем чем дольше тексты не пишутся, тем потом ярче всплеск творчества. А в перерывах между созданием текстов я обрабатываю тот материал, который уже написан, а его накоплено немало.
Пробовали писать прозу?
Я в этом похож на пушкинского Евгения Онегина: «хотел писать, но труд упорный ему был тошен, ничего не вышло из пера его». Признаюсь, пытался писать прозу, более-менее удачно получаются первые две страницы, потом плотность изложения теряется, размазывается, уходит в совершенно другую сторону. Понял, что у меня нет способности вести линию четко, поэтому прозу не пишу. Люблю писать письма, объемные по масштабу и содержанию. Спасает присутствие конкретного адресата, ради которого это делается, а писать абстрактно для некоего читателя для меня сложно.
Вы ревностно относитесь, когда кто-то другой исполняет Ваши песни?
Ревности нет. Если просят дать аккорды, никогда не отказываю. Я думаю, каждому автору приятно, когда его творчество идет в народ, когда кто-то еще берется исполнять его песни. В рок музыке не страшно, что исполнитель как-то не так споет, в этом смысле рок музыка ближе к народу. Каждый музыкант добавит свое и все равно будет хорошо звучать.
Вам, наверняка, говорят, что пора уезжать в Москву, в Санкт-Петербург, работать там?
Я и сам думал об этом. Я знаю много хороших талантливых людей, которые реализовались в Иванове, при этом достаточно широко известны по всей стране (найти своего слушателя с помощью интернета стало гораздо проще), и которые не уезжают, а работают здесь. Мне лично нравится такой вариант: выезжать с концертами, но базироваться все-таки в Иванове. Мне здесь комфортно, меня окружают любимые, приятные мне люди, вообще этот город мне нравится. Я родом из Смоленска, но с двух лет живу в Иванове, и не хочу уезжать. Когда говорят, «летим туда, там столько вкусного», я всегда задумываюсь, кто останется здесь, и кто будет делать что-то «вкусное» здесь. Я в общем-то с теми, кто остается.
Вы в «Светилене» и в собственных проектах — два разных Романа Холодова, так? Как удается сочетать?
Поначалу «Светилен» и личное творчество совершенно не сочетались, а были отражением разных граней характера. «Светилен» - отражение правильной, дневной грани, мое творчество — отражение темной стороны, со свойственным эпатажем, с попыткой самоутвердиться. Постепенно то, что мы поем и играем в «Светилене» стало ближе тому, что мы играем с друзьями со сцены. Безусловно, стилистически музыка совершенно разная, но по посылу, по тому что сегодня называется модным словом «месседж», эти два направления становятся ближе друг к другу. Мне сейчас уже не стыдно в разговоре о «Светилене» упоминать свои проекты, и не стеснительно в разговоре о своих проектах упоминать «Светилен». Я хорошо осознаю, что «Светилен» - явление мирового масштаба, а мое творчество имеет ивановский, может быть, российский масштаб. Поэтому «Светилен» остается для меня главным официальным видом деятельности, «Холм с кулями» - главным неофициальным. Это меня вполне устраивает, поскольку есть возможность реализоваться как профессиональный музыкант, и есть возможность реализоваться как автор и исполнитель собственных песен.
Как Вы оцениваете прошедший в «Классике» концерт?
У нас есть некоторые претензии к себе, и это нормально. Отзывы зрителей, потому ли, что отзывались только те, кому понравилось, были хорошие, иной раз восторженные, что приятно. В целом нам концерт понравился. Зал замечательный, хотя он, конечно, настроен под классическую камерную музыку, и для исполнения другой музыки, надо серьезно работать с аппаратурой, которая бы скорректировала акустические особенности зала. У зала, без сомнений, есть очень важные объективные плюсы, например, расположение зала в центре города и сложившаяся за два года репутация. В этот зал было почетно пригласить разных людей. Приятно, что среди зрителей были люди очень разных возрастов, включая, так называемый, третий возраст. Словом, было очень приятно выступать.
И. Хачатрян
|